Пуантилизм - живопись точками. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Когда я только начинала осваивать азы живописи и рисунка, у меня постоянно возникала проблема с четкими ровными линиями. Сложно сказать, что именно являлось большей проблемой - отсутствие опыта, не слишком хорошее зрение или что-то еще. Тешу себя мыслью, что это пробивалось наружу истинное призвание ;-) Но преподаватели меня постоянно дергали по этому поводу, пока я не начала писать живописные работы все более и более мелкими мазками. В итоге пришла к тому, что могу написать любой сложности объект точками, причем сам процесс захватывает и вдохновляет настолько, что куда там тем классическим мазкам. Правда, у меня в итоге сложилась авторская манера, в которой смешаны точки, текстурные мазки мастихином и лессировки, но и чисто точечная живопись периодически оживает в какой-то задумке.

Когда я уже вовсю писала точками, и в глубине души считала себя редкостной оригиналкой, мне посчастливилось познакомиться с замечательным современным художником-пуантилистом Олегом Сёминым. Человек он очень харизматичный и приятный, и хотя в сети регулярно наталкиваюсь на перепосты его картин - они как правило не подписаны, потому как автор совсем не занимается пиаром. А жаль - картины потрясающие.

публикация

Олег Сёмин, ''Первая женщина''

К сожалению, мне не удалось найти какой-то разносторонней информации о пуантилизме, его истории, художниках, которые творили и творят в этой манере. Когда заглянула в Википедию, вообще стало грустно, со временем накопилось немножко сведений, и я эту самую вики-статью дополнила, но все равно этого ужасно мало.

Пуантилизм (от фр. pointiller - писать точками) , альтернативное название Дивизионизм (от division - разделение) - стиль письма в живописи, прочно связанный с именем известного французского художника-постимпрессиониста, основателя неоимпрессионизма Жоржа-Пьера Сёра (1859-1891).

живопись

Жорж-Пьер Сёра, ''Воскресный день на острове Гранд-Жатт'' (1884)

Сёра положил в основу своего стиля письма теорию цвета и оптику, а точнее принцип аддитивного смешения цветов - метод синтеза цвета, основанный на сложении аддитивных цветов, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Метод основан на особенностях строения зрительного анализатора человека, в частности на таком явлении как метамерия (свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета). Смешение трех основных аддитивных цветов - красного, зеленого и синего - в определенном соотношении дает белый цвет. Смешивая их также можно воспроизвести любой воспринимаемый человеком цвет. Согласно теории цвета, любой цвет может быть создан из суммы трех любых цветов, каждый из которых не может быть создан сочетанием двух других.

В картинах пуантилистов - последователей Сёра - также использовались чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы. Оптическое смешение трех чистых основных цветов и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) зачастую воспринимается ярче, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

история искусства

Олег Сёмин, ''Бессонница. ДАО''

В пуантилистической манере творили также Синьяк и Балла. По мнению многих критиков того времени, новый метод должен был свести на нет творческую индивидуальность художника, и превратить его работу в скучное механическое нанесение мазков. Однако, вопреки такому утверждению, пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сера, а также повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балла.

Искусство аборигенов Австралии

Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния. Хотя основоположником научно обоснованного стиля пуантилизма является Жорж Сёра, метод нанесения красок точками или мелкими раздельными мазками встречался еще в древности, в частности в искусстве аборигенов Австралии. Картина, написанная в пуантилистической манере, воспринимается зрителем как декоративная, практически близкая к орнаментике. В ней есть что-то сродни вышивке и гобелену. Сложно придумать более гармоничную технику живописи для декоративного, абстрактного сюжета, подчёркивающую контрасты цвета и формы, и в то же время смягчающую контуры и пластику.

Олег Сёмин, ''Рыбы не плачут''

Комментарии: 0